Как меняются пищевые привычки по всему миру

пища

«Чем богаче мы становимся, тем больше мы едим» — это утверждение не всегда верно. В богатых странах рацион питания все больше сокращается. Однако ассортимент мяса неуклонно растет», — сообщает швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung.

По информации издания, в 2016 году жители Китая съели почти одну треть производимого во всем мире мяса — в среднем 63 кг на человека. 30 лет назад китайцы потребляли 13 кг мяса на человека в год. В связи с сильно возросшими показателями в прошлом году правительство Китая запустило программу по сокращению потребления мяса на благо здоровья людей. «Чем богаче страна, тем больше едят люди. И прежде всего — тем больше они едят мяса. И Китай здесь лучший пример», — сообщает издание.

Вместе с благосостоянием растет и количество потребляемых калорий: так, доход на душу населения в Китае с 1996 года увеличился в 5 раз. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), количество калорий на человека также возросло с 2000 до 3000 килокалорий.

«Также и в Бразилии вместе с растущим достатком люди получают больше калорий, однако здесь увеличение показателя не так велико, как в Китае», — пишут авторы. По мнению Ханны Ритчи, экономиста из Университета Эдинбурга, которая занималась исследованием обеспеченности продуктами питания в долгосрочной перспективе, такое явление характерно для развивающихся стран: чем больше денег имеется в хозяйстве, тем больше денег тратится на еду. «Такую тенденцию мы видим во многих странах Восточной Азии, Южной и Центральной Америки», — говорит Ритчи.

Однако в последние 10 лет обозначилась и другая тенденция: несмотря на рост благосостояния, спрос на продукты питания падает. Это касается, к примеру, Швейцарии, Германии, Франции, Японии и США. «Особенно японцы с ростом достатка потребляют меньше калорий. Однако такое исключение обусловлено скорее культурными причинами, так как большая часть пропитания там состоит из рыбы и морепродуктов — еды, наименее богатой калориями», — передает издание.

Причиной могут также быть сильно возросшие цены на продукты на мировом рынке. Так, индекс продовольственных цен, по данным FAO, вырос с 2006 по 2013 год на 50 пунктов.

Как сообщает издание, индустриальные и развивающиеся страны отличаются и тем, что именно едят их жители. Большую часть калорий жители развивающихся стран и стран с пороговой экономикой получают из продуктов, богатых углеводами, таких как злаки и корнеплоды. Эти продукты дешево производить, они легко хранятся без холодильника и насыщают быстрее по сравнению с белковым питанием.

«При этом в странах с пороговой экономикой увеличилась доступность продуктов, богатых жирами, таких как масло, орехи и прежде всего продукты животного происхождения. Судя по странам с высоким средним доходом, как, например, Швейцария или США, с ростом благосостояния важной частью культуры питания становятся продукты животного происхождения: мясо, яйца, молоко. Прежде всего это касается мяса», — сообщается в статье.

«Доступное количество мяса растет даже тогда, когда общее количество потребляемых калорий стагнирует или даже слегка сокращается, как, например, в США или во многих странах Западной Европы», — отмечают авторы.

Тем не менее, маловероятно, что в ближайшем будущем мясо заменит в странах с пороговой экономикой, например, в Индии, главные продукты питания, такие как рис и чечевица. «Мясо во многих странах является символом статуса и поэтому особенно любимо именно среди развивающихся слоев общества», — считает Кеннет Харттген, экономист Высшей технической школы в Цюрихе.

«Наиболее доступной в Европе по-прежнему остается свинина — несмотря на то, что в последние годы популярными стали различные фитнес-тренды и тенденции в питании, которые делают ставку на нежирное мясо и растительные протеины», — сообщается в статье. Вероятно, это связано с тем, что производство свинины в Европе особенно сильно развито.

«За пределами Европы все более популярным становится куриное мясо. Особенно в странах, которые традиционно были известны потреблением красного мяса, например, в Бразилии или США, люди все больше потребляют мясо птицы», — отмечают авторы. Сильными позициями на рынке производители мяса птицы и свинины обязаны сегодня, среди прочего, финансовой поддержке производства кормов — кукурузы и сои.

«Тяжело предсказать конкретные тенденции на основе указанных данных. Объединенные данные по государствам не показывают различий в доходах или между городскими и сельскими местностями», — отмечается в статье. Например, в Индии в зависимости от региона сильно отличается благосостояние людей, количество потребляемых калорий и конкретные продукты питания.

К тому же уровень дохода объясняет не все тенденции. «Несмотря на то, что, в частности, развивающиеся страны достигли благодаря улучшению благосостояния чрезвычайных успехов в обеспеченности питанием, они все равно показывают гораздо менее линейное развитие по сравнению со странами с пороговой экономикой», — сообщает издание.

По разным причинам исключением стали две страны: Индия, чье развитие во многом отличается от других стран с пороговой экономикой, и Япония, где «обеспеченность калориями» для индустриальной страны является низкой.

Потребление мяса в Индии за последние 50 лет выросло незначительно, несмотря на то, что страна становится богаче: по религиозно-культурным причинам или в связи с неравномерным распределением благосостояния почти 40% населения являются вегетарианцами.

В Японии все большее значение играют рыба, морепродукты и жиры. Доступность калорий в Японии в целом намного выше, чем в других индустриальных странах, хотя некоторые страны с пороговой экономикой давно обогнали Японию в этом показателе. «Одной из главных причин могут быть высокие цены на продукты. Так, в 2015 году в среднем японцы тратили 2631 доллар в год на питание, что почти на 300 долларов больше, чем тратили американцы, и, тем менее, они получали в день на 1000 меньше доступных калорий. Этому дополнительно способствовал сравнительно богатый ассортимент нежирной рыбы и овощей».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *